Джон Петруччи - Царство Диких Струн (Часть 7)
Продолжаем изучать отличную гитарную школу Джона Петруччи, переведенную нашим клиентом и отличным парнем Владиславом Объещенко.
Глава 7. Улучшаем знание аккордов
Трезвучия
Многие гитаристы думают, что применение простых трезвучий – это элементарно. Они предполагают, что достаточно плотно звучащего аккорда для крутого звука и всё. Ну, я здесь, чтобы сказать вам, что это не так просто. Видите ли, всё зависит от того, как вы рассматриваете трезвучия. Добавляете различные басовые ноты на трезвучия, или меняете трезвучия, оставляя один и тот же бас. Вы можете создать множество различных гармоний.
Пример 102
Чтобы получить более полное представление, о чем я говорю, послушайте раздел, который начинается на 5:25 в «Innocence Faded» в альбоме «Awake» Dream Theater. Давайте посмотрим на ритм партию (пример 102). Верьте или нет, но единственный аккорды, что я там исполнял, были трезвучиями. Но есть причины, почему они звучат так сложно: педаль основного тона ми, играется постоянно, и в результате мы слышим ми, как основной тон, и последующие аккорды звучат относительно тональности ми. Например, трезвучие B (B, D#, F#) в первом такте функционирует как Emaj9, трезвучие G (G, B, D) как Em7 и трезвучие D (D, F#, A) как E9sus.
Поскольку вы видите, сколько изменений имеют трезвучия, в следующий раз внесите ряд изменений в игру, попробуйте использовать трезвучия, подразумевая их под другой функцией, а не использовать только скудный запас аккордов.
Пример 103
Теперь давайте посмотрим на моё 4ёх тактовое соло (пример 103) с этими изменениями. Заметьте, что в соло я играл только ноты трезвучий каждого аккорда. Но я не играл ноты по порядку (например, тоника-терция-квинта-тоника), потому что это звучало бы тогда, как классический этюд. Я написал ноты так, чтобы они звучали уникально, полностью рок-н-ролльно.
Пример 104, 105
Когда вы играли пример 103, вы вероятно заметили игру через струну в E, G, A и C арпеджио. Для моих ушей, такая аппликатура создает приятный легато эффект, он делает звук плавным. В примере 104 и 105 имеется игра через струну в арпеджио, поработайте над ними.
Пример 106: «Innocence Faded» Концовка Я полностью переписал концовку в «Innocence Faded» (пример 106), в том числе свою ритм партию и соло. Заметьте, что многое, о чем мы говорили ранее, здесь присутствует: открытые струны в тактах 18,19 и 39, слайды на легато 19,40, игра через струну 27, 36, 43-45 и 48.
Неразрешённые аккорды.
Когда я играю ритм, я слушаю сольные партии, они мне заменяют неразрешённые тона, например, 4ая ступень вместо 3ей. Я особенно люблю неразрешённый D7 (7sus). Так как они не содержат 3ей ступени (4ая вместо неё), они не имеют ни мажорного, ни минорного окраса. В результате они звучат очень открыто и неоднозначно, и не конфликтуют с другими инструментами, что важно, так как моя ритм партия должна гармонировать с клавишами и с соло партией.
Пример 107
Из-за конструкции 7sus, звучат классно, когда вносишь в них изменения. Посмотрите на фигуру 4, можно увидеть, что аккорды 7sus построены с использованием созвучных интервалов, таких как: чистая кварта, квинта и октава (терция, как правило, звучит с ужасными искажениями, потому что обертона, связанные с мажорной и минорной терцией создают пульсацию, которая звучит фальшиво).
Поскольку 7sus аккорды звучат неоднозначно, у вас имеется достаточно много гармонической свободы, солируя внутри него. Его можно конечно обыграть как в мажорной, так и в минорной пентатонике, но я предпочитаю миксолидийский лад. На самом деле соло в аутро 6:00 (начинается 5:19) полностью основано на Ab миксолидийском ладу (пример 107).
Первые 2 такта этой темы, довольно интересны. Заметьте, что я играю повторяющийся ритмический мотив (16 триоль и 2 связные 8ые ноты), который спускается поступенно. Каждая фраза обыгрывает определённый аккордовый звук. Поэтому, вместо того чтобы играть случайные фразы в Ab миксолидийском ладу (Ab, Bb, C, Db, Eb, F, Gb,), я использую приму, квинту, терцию, нону, септу. Когда я солирую, я выделяю определённые тона в гамме, которые хорошо звучат по конкретному аккорду. В этом случае, поскольку 7sus звучит неразрешенно, остановка на терции C, даёт ощущение разрешения. И это ключ к солированию – освоить и использовать напряжённость и разрешение.
Теперь вы можете заметить, что существует определённые структуры, которые я люблю использовать. Все они основаны на мажорном ладу, но мне нравится использовать их также в изменённом виде. Один такой шаблон я использую в 5ом и 6ом тактах примера 107. Заметьте, что я повторяю одинаковые шесть нот в 7ом и 8ом такте.
Имейте в виду, что весь этот анализ лишь в учебных целях. В реальной игровой ситуации, если вы будете заранее анализировать то, что вы играете, вы будете звучать холодно и жестко. Когда я пишу свои соло, я не когда ни говорю себе: «Я буду играть миксолидийскую гамму, разрешающуюся на 3ступень или ещё как либо». Я играю то, что хорошо звучит для меня. Впоследствии, если проанализировать, то станет понятно, что это правильно.
Добавляем нон аккорд
Когда дело доходит до аккордов, большинство рок - гитаристов используют базовый подход, они обычно играют пауэр аккорды или терции, изредка с добавленной септимой. Причина двояка: большинство аккордов звучат грязно, если играть их с изменениями и начинает смахивать на джаз. Но наберитесь храбрости, вы не должны полагаться на «джазовые аккорды», чтобы расширить своих знания. Беря основные аккорды и добавляя различные цветовые тона, такие как нона, вы можете резко изменить построение музыки, и сделать звук более интересным и оригинальным, драматическим.
Давайте посмотрим на фигуру 5. Когда вы играете пауэр аккорд, у него неоднозначный звук, поскольку не содержит терцию. Добавление ноны к аккорду делает его более богатым и полным, не меняя основы.
Пример 108, 109
Фигура 5 иллюстрирует форму аккорда, которую я часто использую. Заметьте, что я добавляю нону к аккорду А5, получается Аsus2. Если вы посмотрите на состав аккорда, то увидите, что это просто 2ве квинты, сложенные вместе. Поскольку квинты совместимые интервалы, эта идея великолепна, когда играется с перегрузом. Это также хорошие аккорды для рокеров. Не смотря на то, что этот аккорд более красочен, но он так же сохраняет тяжесть. Фигура 6 показывает ту же форму относительно аккорда ре на струне ля. Так как эти голоса не главные и не значительные, они работают очень хорошо в любой тональности. Пример 108 – распространённая последовательность, вы, наверное, слышали её часто. Но послушайте, как аккорды начинают звучать, если заменить их на sus2 (пример 109). Пример такого подхода вы можете услышать в «Message in a Bottle» - Police.
Пример 110, 111
Теперь давайте подробнее остановимся на этой концепции. Если вы добавите мажорные и минорные терции к форме sus2, как в фигуре 5 и 6, то вы сделаете насыщенно звучащий мажорный и минорный нон аккорды как на фигуре 7 – это ещё один способ скрасить аккорды. Играйте последовательность в примере 110, кажется обычной? Ха! Но заметьте, как драматично звучит, когда добавленные голоса заменяют заезженные мажорные и минорные терции, как в примере 111.
Пример 112
Если вы пытаетесь сделать музыку грустной, но ничего не выходит – используйте нон аккорд. Я думаю, это один из самых печальных аккордов. Сыграйте пример 112, и вы поймёте о чем я говорю. Предупреждаю, что эти формы могут быть неудобны для пальцев сначала, поэтому играйте их выше по грифу, пока не привыкните, потом попытайтесь перебраться ниже.
Расширенный мажорный аккорд
Я хочу показать вам 2 других аккорда, которые я регулярно использую вместо простых терцовых. Они оба основаны на аккорде sus2, который мы изучили в предыдущей части, и в них входят другие тона в дополнение к ноне в аккорде.
Пример 113, 114
На мой слух, один из самых классных аккордов – maj9 аккорд, фигура 8. Натуральная 7 ступень на струне си, звучит как диссонанс к приме на струне ми (создаётся интервал –секунда), добавляется уникальное звучание фразе. Нона, септа, вместе с терцией, также дают сильный разрешённый звук. maj9 аккорд обычно используется вместо I или IV аккорда в диатонической мажорной последовательности. Так же вместо bIV. Например, в примеры 113, 114 вдыхается новая жизнь в G-C и Em-C последовательности. Хотя это один из самых сложных аккордов для чистого исполнения, его стоит услышать. Играйте баррэ, сжимая ваш мизинец в первом суставе так, чтобы оставить место для звука на 1ой струне ми (чтобы аккорд прозвучал).
Пример 115, 116
Фигура 9 показывает другой мой любимый аккорд (9#11). В этой фразе повышенная ундецима заменяет терцию, создавая лидийский звук, так как этот аккорд не содержит терции, то технически это не мажорный и не минорный аккорд. В контексте он, однако, функционирует, как мажорный аккорд. Его использование очень специфично, так как повышенная ундецима определяет лидийский лад (9#11). Аккорд может быть использован только в качестве замены IV аккорду в диатонической мажорной последовательности.
Мощность этого звучания очевидна, когда сравниваешь пример 115 и 116. Посмотрите на простую последовательность D-G5, в примере 115. Большое дело, верно? Ещё один хороший грув, который вы и ещё многие гитаристы смогут сыграть, теперь сыграйте пример 116. Внезапно та же скучная последовательность становится новой, таинственной. Хотите, верьте, хотите, нет, но ноты в этих аккордах полностью идентичны и тональность не поменялась.
Пример 117
Вы также можете использовать 9#11 в минорной тональности по аккорду bIV. Сыграйте пример 117, что бы понять, как однообразные Em-C аккорды превратились в незабываемую тему. Поскольку эти партии охватывают большое количество ладов – это отличное упражнение на растяжку в качестве разогрева. Я играю много нон аккордов, пока мои пальцы не растянутся. Но если вы не привыкли к широким аккордам, будьте осторожны. Изначально их довольно трудно играть в первых позициях, поэтому начните выше по грифу, перемещаясь затем ниже, но не перестарайтесь, вы ведь не хотите повредить сухожилья. И конечно убедитесь, что все ноты звучат.
Подвижные аккорды с открытыми струнами.
Использование открытые струны – это отличный способ добавить текстуру и атмосферу к любой последовательности аккордов. Добавляя открытые струны, даже к самым простым аккордам, вы создаете звуки, которые кажутся сложными, но в действительности легки для исполнения. Они практичные, не страшные, и не смахивают на джазовые аккорды. Что же нужно знать, чтобы играть такие аккорды? Просто поднимите указательный палец на си и ми струнах при игре больших баррэ, позволяя струнам звучать. Да друзья, добавление лишь ми и си открытых струн, придаёт новый вид и расширяет гармонию. Плюс это удобно для пальцев.
Пример 118
Посмотрите на фигуру 10, чтобы посмотреть несколько классных аккордов с открытыми струнами. Cmaj звучит здорово, и не смахивает на «клубную музыку». Напряженность в B (4) аккорде получается из-за терции ре# и кварты ми, это звучит наполовину как мажор и на половину немного неопределённо. F#7 (4) звучит как трюки Алекса Лайфсона из «Rush guitarist» (Алекс истинный мастер аккордов с открытыми струнами).
Теперь давайте посмотрим фигуру 11, в которой обычные квинт аккорды соединены с открытыми си и ми струнами. Вместо того, чтобы брать баррэ на струнах ре и соль, играйте их безымянным пальцем и мизинцем. Этот гарантирует чистое звучание ми и си струн. Послушайте F#7sus, звучит как в группе ElD (Emerson Lake and Palmer), великая группа 70-х. Также я часто использую в своей музыке C#m7.
Хотя эти аккорды легко играть, но звучат они захватывающе. Когда вы играете аккорды в группе, вы можете сделать одну из 2ух вещей: либо поддерживать ритмическую основу аккордами (традиционная роль ритм гитариста), или сделать мотив с аккордами, создавая ощущение мелодического движения. Аккорды с открытыми струнами мгновенно позволяют вам это сделать. Природа этих аккордов с их звоном и сустейном позволяет вашим партиям казаться более логичными и мелодичными. Пример 118 – это этюд, который объединяет 10 и 11 фигуры, исполняя их вы услышите, что я имею ввиду.
Пример 119: «A Change of Seasons» Я сильно верю в применение новых концепций на практике (репетиции, концерты и т.д.) Теперь, когда мы узнали несколько подходов к использованию аккордов, давайте применим их.
Моей группой Dream Theater было выпущено EP – «Change of seasons». Кстати в заглавном треке (длится 22 минуты) есть раздел в середине, в котором играется большинство типов аккордов, которые мы рассмотрели в этой главе. Пример 119 основан на этом подходе. Это хороший пример использования трудного голосоведения в реальной ситуации. Это также помогает в изучении аккордов.
В оригинальной записи «A Change of Seasons» в некоторых местах использовались более простые аккорды. Для нашего исследования я сделал их более интересными. Например, я играл на записи просто Em аккорд в 9ом такте, но здесь вместо него я использую Em(9). Оба хороши, но нона звучит драматичнее. В оригинале я играл Asus2 аккорд в 6ом такте, я заменил его на Amaj9.
Повышаем производительность игры
- ? Ключом к освоению данного примера является аппликатура для каждого пальца, перед тем как арпеджировать аккорды. Это позволит нотам диссонировать друг с другом и создавать мерцающий эффект. То же самое и для соло перехода в 8 такте, не снимайте палец после слайда на фа# и позвольте диссонировать ей с нотой соль.
- ? Всё что требуется, чтобы перейти от C#m7 до Amaj9, в тактах 5-6, просто поднять ваш указательный палец. Сравните эти 2 аккорда. Удивительно как одна басовая нота может радикально изменить гармоническую функцию.
- ? Убедитесь, что вы приглушаете струны при арпеджировании F#m11 и аккорды в тактах 3 и 7.
- ? Практикуйтесь с метрономом, начиная с темпа 80 и доходя до 100-110
- ? Постарайтесь добавить немного хоруса и ревера к вашей игре. Это даёт эффект вязкостиЯ надеюсь, что этот интенсивный курс аккордов открыл вам уши к различным гармоническим возможностям, и то, что простая последовательность может быть интересной. Не бойтесь экспериментировать с аккордами, добавляйте различные тона, открытые струны, и различные басовые ноты. Вы не должны полагаться на обычные аккорды, найденные в книге. Позвольте уху быть судьёй

Комментарии