Новичковый гайд по педалбордам. Часть первая: выбор педалей.

 

Этот материал является переводом статьи: https://www.earthquakerdevices.com/blog-posts/beginners-guide-to-pedalboards-pt-1
Оригинальная публикация: 6-е декабря, 2021. Автор оригинальной публикации: Patrick Benson

*****

Моими первыми педалями эффектов были овердрайв DOD Grunge и Dunlop Cry Baby. Меня привлекала эстетика тех ранних педалей DOD, потому что они точно говорили мне о том, во что я ввязываюсь. Звук девайсов не был хорошим, и моя педаль вау-вау, явно вдохновлённая Jimi Hendrix, довольно плохо сочеталась с вариацией Kurt Cobain, помещённой внутрь фиолетово-чёрного корпуса с регулировками LOUD, BUTT, FACE и ручкой GRUNGE, выкручиваемой на максимум. Сейчас, когда я размышляю о том времени, мне нравится видеть себя молодым авангардным нойз-артистом, дающим сольные концерты в подвале своих родителей, но, по правде говоря, я просто нарезал композиции Black Sabbath и Green Day, постоянно забывая включать чёртову квакушку. Я быстро отказался от этих педалей, так как они не убедили моих родителей в том, что мои уроки игры на гитаре стоят вложенных средств, поэтому эти эффекты оставались спрятанными далеко в моём шкафу до тех пор, пока не были оценены по достоинству спустя годы.

 

В детстве педали (и особенно педалборды) были для меня загадкой. Я не помню, чтобы мои родители когда-либо дарили мне какие-нибудь педали эффектов, так что первые устройства вполне могли быть одолжены мне другом. Только когда я стал немного старше и мне разрешили одному заходить в журнальный отдел супермаркета, пока родители ходили за продуктами, я впервые наткнулся на то, на чём на самом деле играли некоторые из моих гитарных кумиров. Базовые сетапы оборудования, которые  я видел на обложках журналов Guitar World, представляли собой стойки с процессорами цифровых эффектов, предусилители, усилители и целиковые стэки. Первый педалборд, с которым я столкнулся, был показан в интервью J Mascis из Dinosaur Jr, и именно в тот момент я пришёл к некоторой ясности. Педали точно сообщают вам, что они собой представляют, либо по названию, либо просто по дизайну. На раннем этапе мне было весьма сложно представлять рэковые процессоры эффектов. До этого переломного момента у меня было впечатление, что они были единственным способом экспериментировать с гитарными эффектами.

С тех самых пор я прошел через настоящую кроличью нору, пустившись в путешествие по миру гитарных педалей, от торговли с приятелями, покупки и продажи, до создания педалбордов для себя и своих клиентов. Сегодня ситуация изменилась, и педали стали популярнее, чем когда-либо, но за это нужно платить. Вероятно, существует как минимум двадцать педалей для каждого типа эффектов, о которых хотелось бы упомянуть, а ещё слишком много влиятельных лиц и платной рекламы, создающей благоприятное впечатление, что вам нужно именно то, что они вам продают. Тем не менее, некоторые люди могут издавать звук и выражать свое искусство с помощью старого газового баллончика, лески и нескольких кусков дерева не потому, что кто-то продал им эту идею, а потому, что они стремились к этому ощущению самовыражения любыми необходимыми средствами. Вот что делает искусство человечным.

В следующий раз, когда вы окажетесь в походе, в окружении прекрасных пейзажей, и всё, о чем вы будете думать, это о следующей педали в вашем списке для ознакомления, я хочу, чтобы вы остановились и как следует поразмыслили о том, где вы вообще находитесь. В большинстве случаев мы хотим что-то, что, по нашему мнению, нам нужно, чтобы лучше играть или лучше звучать, хотя в действительности нам необходимы просто надёжные инструменты для работы. Стоит ли тратить все свои сбережения на Klon Centaur потому что все в Instagram подсознательно предлагают вам это сделать? Вы покупаете Blooper или Microcosm только для того, чтобы понять, что у вас не осталось сомнений или вопросов после прочтения руководства пользователя?

Каждый учится по-своему. Некоторые не хотят, чтобы им говорили, как делать определенные вещи, и получают опыт, извлеченный из собственных исследований и экспериментов (к таким людям, в том числе, отношусь и я). Другие могут захотеть пропустить долгие часы, наполненные головными болями из-за переизбытка кофе, и довериться тому, что они уже знают, и пользоваться тем, чем им удобно пользоваться. С помощью этого руководства я надеюсь передать хотя бы представление о том, с чего можно было бы начать собирать воедино свой собственный звуковой арсенал, исполненный в формате столь популярного и уже не кажущегося таким загадочным педалборда.

Ниже приведен список некоторых из педалей, которые я считаю необходимыми для любого музыканта. У меня было большинство из них, и я использовал их все. Есть ли варианты лучше? Я уверен в этом. Есть ли у вас твердое мнение, что некоторые из этих педалей ужасны? Я почти уверен, что это так. Этот пост больше о том, как избавиться от того, что мы считаем крутым, и об устранении некоторых сомнений или путаницы, чтобы добавить некоторого пространства, создав больше свободы и творчества без какого-либо давления со стороны.

Тюнеры

Да, вам нужен тюнер, и если вы думаете, что можете обойтись без него, потому что вам нравится пристегивать Snark на голову грифа своего винтажного Jazzmaster, то перестаньте читать этот материал прямо сейчас, пока ещё не начали.

  • Korg PitchBlack Custom: Яркий и удобный дисплей с разными режимами работы, в том числе, стробоскопическим и полустробоскопическим, а также регулируемая калибровка.
  • Boss TU-3: Если вы выберете этот вариант, то вам, скорее всего, никогда не придётся покупать другой тюнер. Они прочные, точные и прослужат вам всю жизнь. (Только сперва убедитесь, что вы случайно не установили его на полтона ниже, когда ваша группа играет в стандартном строе; иначе они никогда не дадут вам об этом позабыть).
  • Ernie Ball VPJR/Tuner: Если вы беспокоитесь о том, чтобы сэкономить на своём борде пространство для этого пятого перегруза, то данный вариант точно для вас. Хотя этот тюнер не самый точный, но зато теперь у вас есть пятый «прозрачный» овердрайв в цепочке эффектов, так что вам терять? (Прозрачность не имеет значения при употреблении этого термина в данной статье).

Фильтры

Фильтрация – это эффект, при котором сигнал вашего инструмента усиливается путем добавления или удаления определенных частот. Это устройство не работает как обычный эквалайзер, так как фильтр огибающей кардинально отличается от него. Вместо этого, в большинстве фильтров используется LFO (низкочастотный осциллятор), который добавляет движение к вашему звуку, будто улучшая ноты для создания гласных звучаний, похожих на человеческий вокал.

 

Обычно фильтры размещаются перед любыми драйвами, так как вы наверняка хотите фильтровать прямой сигнал гитары, не зависящий от других педалей в вашей сигнальной цепи. Однако это мое предпочтение, и нет ничего плохого в том, чтобы закинуть квакушку в конец цепочки эффектов. Возможно, это зазвучит круто, но, конечно, такие решения напрямую зависят от того, что вы делаете.

  • Electro-Harmonix Q-Tron: Классика.
  • Boss AW-2 Auto Wah: Больше энвелоп-фильтр, простой и удобный в регулировке.
  • DOD Envelope Filter: Ещё один классический энвелоп-фильтр. Басовая версия лучше подойдёт басистам.
  • Ibanez Weeping Demon: Моя любимая педаль вау. Вы можете установить её на нужную частоту работы. Вы даже можете перевести устройство в байпас при помощи отдельного свитча.

Преампы, овердрайвы и бустеры

Кто первый (в цепи эффектов – прим. ред.)? Кто на втором месте? Этот бустер лучше поставить перед этим фуззом? Нужен ли мне буфер? Я говорю обо всём этом предельно прозрачно, потому что не знаю, что вам понравится, но я могу предложить вам попробовать все вариации и всеми возможными способами. Правильные решения будут за вами и только за вами. А пока, вот несколько отличных вариантов и пара личных фаворитов.

  • Boss SD-1: Классика. У него есть буфер, который точно изменит естественный тон вашей гитары. Однако есть вероятность, что, если вы выбираете эту педаль, вас не заботят подобные вещи, и вам нужен просто дополнительный хрустящий овердрайв для фингерстайла.
  • JHS Colour Box: Neve в коробке. Отличная универсальность для использования с гитарой, басом, синтом и даже вокалом. Эквализация – это серьёзный аргумент к приобретению, а в версии 2.0 достигается ещё большая точность, благодаря ручкам переключения эквалайзера. Данный девайс – это хороший вариант в случае, если вы хотите использовать звучание самой гитары «напрямую», и чтобы итоговый результат нравился многим. [Технический совет: если вас обычно заботит шипение (часто возникающее при работе с приборами гейна – прим.ред.), я бы рекомендовал приобрести компактный линейный изолятор или вовсе обратить внимание на другую педаль предусиления, так как эта штука известна своим шипением, точно таким же, как и у оригинала от Neve].
  • EarthQuaker Devices Palisades: По правде говоря, я никогда не был фанатом Tube Screamer до тех пор, пока EarthQuaker Devices не выпустили эту педаль. Palisades покрывает собой любые вариации TS, известные на планете Земля, а если такого набора вам покажется много, то EQD выпустили урезанную версию (Dunes), которая просто надрала всем задницы, но, к сожалению, сейчас ушла на пенсию. Вы, очевидно, можете найти её на вторичном рынке, но почему они перестали её выпускать? Привет? Сильные мира сего читают это послание? Я видел, что reverb.com сняли фильм об этой педали, он называется DUNE. Кто-нибудь ещё это видел?
  • Bowman Audio Endeavors The Bowman: Если вы ищете звучание Centaur, но живёте в нашей реальности, то это ваш лучший выбор. Я также добавлю, что этот прибор сделан вручную великим гитаристом и ещё более великим человеком, так что вы получите лучшее от обоих миров, выбрав этот Klone. Устройство лучше всего использовать в качестве овердрайва – оно даёт отличный звук, но также педаль может выступить и в роли клин-бустера. В общем, если вам нужно выбрать лишь одно устройство из списка, то мой голос за Bowman.
  • MXR Micro Amp: Ещё одна проверенная и реальная классика. Если вы хотите получить чистый буст в начале цепи или отхватить хлёсткий удар под зад после того, как съели десерт до обеда, то это ваш золотой билет, Charlie Brown.

Дисторшны и фуззы

  • The Rat: Это одна из моих любимых педалей на все времена. Ручка Filter (иногда называемая ручкой Tone) имеет отличную развёртку, что позволяет вам точно настроить искажение, чтобы прорезать любой микс. Если вы такие смелые, что готовы выкрутить настройки как следует, то эта педаль способна звучать по-настоящему дико и громко. [Ходят слухи, что в момент, когда инженеры Line 6 впервые услышали Rat, они сказали сами себе: «это звучит БЕЗУМНО», но не смогли признать того факта, что какой-то грязный грызун способен издавать такой звук. Так что они бесконечно клонировали одно из своих устройств, придавая ему различные мутации, пока не появился Spider (усилитель компании Line 6 – прим. ред.)].
  • Ibanez FZ7: Недорогое решение для фузз-тонов, вдохновлённых 1960-ми. Настройка повреждений динамика добавляет сигналу плотного гейта, что особенно весело для быстрых атак во время исполнения соло. Самое приятное то, что как только вы выберете настройки под свои нужды, вы можете просто нажать на регулировки, утопив их вниз, и они не будут больше двигаться. Почему эта тема не прижилась?  [Технический совет: футсвитч устройства не очень хороший, и, возможно, вам придётся поменять его за время эксплуатации педали].
  • EarthQuaker Devices Hoof: Реплика известного зелёного «русского» Big Muff от Electro-Harmonix. Что ещё я могу сказать о большом Green Muff, кроме того, что один такой должен быть у каждого? Эта педаль является идеальной альтернативой оригиналу.
  • Voodoo Lab Superfuzz: Если ваш бюджет ограничен, и вопроса о Univox SuperFuzz не стоит, как и у большинства из нас, то это отличная недорогая альтернатива. Нет, они не делают старые скучные блоки питания в своей Voodoo-лаборатории. У них есть отличные педали за небольшие деньги, так что непременно ознакомьтесь с ними!

Модуляционные эффекты

Фаза была одним из самых ранних гитарных эффектов, её задачей была имитация Leslie (вращающегося динамика), звука, к которому стремились многие. Со временем на этой основе появилась педаль фэйзера. Сигнал гитары разделяется на два отдельных тракта, один из которых фильтруется, а затем соединяется с другим сигналом, позволяя одному подавлять сигнал другого, частоты же при этом не совпадают по фазе. Такая модуляция создаёт впечатление, что звук уходит от вас, а затем возвращается назад.

  • Boss PH-1: Тот самый фэйзер. Этот прибор установил планку. Многие, выбравшие его, никогда не оглядывались назад.
  • Ibanez Phase Tone: Ещё один фэйзер «из ранних». С добавленной регулировкой WIDTH.
  • Electro-Harmonix Small Stone: Ещё одна классика. Простой дизайн с переключателем контроля над скоростью. Вы не можете ошибиться в педали с одной единственной регулировкой. Просто не можете.

Флэнджер возникает, когда два идентичных сигнала смешиваются, причём один проигрывается на слегка меньшей скорости. Поскольку одна из скоростей воспроизведения ниже, два сигнала будут продолжать увеличиваться, создавая эффект свиста, похожий на рёв реактивного двигателя.

  • Electro-Harmonix Electric Mistress: Классическая педаль с эффектами флэнджера и хоруса.
  • Korg CHR-1: Хороший флэнджер, особенно в Mode 2.
  • Ibanez FL9: Больше органов управления, те же звуки реактивного двигателя.

Эффект хоруса изменит звучание оригинального сигнала вашего инструмента, добавив вторичный звук с небольшими вариациями высоты тона и некоторой задержкой. Этот эффект создаёт саунд, схожий со звучанием 12-тиструнной гитары.  Такие инструменты естественным образом излучают невероятно звенящий тон, что происходит благодаря парным струнам с небольшими различиями в настройке и во времени атаки. Через стереоусилитель, такой как, например, Roland JC-120, эффект хоруса добавит вашему звучанию гораздо больше пространства и глубины. Если вам когда-нибудь представится возможность поиграть на одном из таких усилителей, я предлагаю отрегулировать громкость до разумного уровня и разместиться таким образом, чтобы ваша голова располагалась перед двумя динамиками (прямо посередине). Далее, находясь на чистом звуке, добавьте хорус, и вы услышите именно то, что я имею в виду под пространством и глубиной.

  • Boss CE-1: Мне очень нравятся педали Boss. Они редко ломаются, и они одновременно уродливы и элегантны во всех смыслах.
  • Electro-Harmonix Small Clone: Ещё одно однокнопочное решение от звуковых волшебников EHX, в первую очередь прославившееся благодаря постоянномумналичию среди подержанного оборудования в вашем местном Guitar Center и этой кавер-банде в стиле 1990-х, располагавшейся дальше по коридору вашей репточки.
  • MXR Analog Chorus: Я чуть было не забыл об этой педали, а потом наткнулся на неё, когда писал эту статью. Эти устройства дешевы и хороши, предлагают множество вариантов для создания идеальных звучаний хоруса, и даже имеют сквозной канал для передачи стереофонического эффекта хоруса на другой усилитель.
  • Boss DC-2W: Эта педаль попала в список, потому что имеет на борту НОЛЬ ручек. Вы не можете регулировать ничего. Всё, что вы получаете, – это четыре переключателя и рецепт лекарства от этого скучного клин-тона, который был у вас до приобретения данной педали.

Тремоло – это эффект, который ритмически изменяет громкость вашего сигнала. LFO (Low Frequency Oscillator – осциллятор низких частот) меняет сигнал вверх и вниз. Традиционный эффект тремоло создаётся обычно с помощью синусоидальной или треугольной формы волны. Синусоиды имеют пышное звучание. Треугольные волны являются линейными, создающими пики и впадины, легко прорезающие микс. Обычно тремоло позволяет вам регулировать скорость (rate или speed), тогда как глубина (depth) устанавливает предел потери громкости: от минимальной, до полного подавления звука.

  • Boss TR-2: Классика. Если говорить простыми словами, это именно то, что вам нужно, когда вы задумаетесь о тремоло.
  • Strymon FLINT: Тремоло и реверберация в стиле усилителей Fender, помещённые в корпус одной педали!
  • Voodoo Lab Tremolo: Больше органов управления, простота в использовании и отличный звук.
  • EarthQuaker Devices Hummingbird: Жёсткое тремоло треугольной формы волны. Уникальный звук.

Вибрато возникает, когда сигнал вашего инструмента изменяется по высоте звука от ноты, которую вы играете. Вы можете сделать это с помощью системы вибрато вашей гитары (часто называемой системой тремоло, но это не так). Вы также можете регулировать частоту высоты тона, скорость и даже изменять степень смещения высоты тона.

  • Boss VB-2W: В конце концов они переиздали столь востребованный VB-2, доступный лишь по очень завышенным ценам. Эта новая версия может похвастаться достоверной оригинальной аналоговой схемой и имеет новый режим с уникальной волной фильтра и элементами управления для контроля над глубиной вибрато в режиме реального времени.
  • MXR Univibe: Хорус и вибрато в одной педали.

Эхо, задержка и реверберация

Мы были очарованы задержками звука очень давно. Но если бы мне пришлось угадывать, я думаю, что люди изначально были впечатлены этими звуками, просто крича в обширные естественные образования, такие как пещерные жилища или гигантские каньоны. Однако только в 20-м веке и с развитием технологий звукозаписи музыканты впервые смогли напрямую взаимодействовать с вариацией своей собственной игры. Поскольку магнитофон был основным методом записи того времени, такие устройства задержки, как Roland Space Echo и Maestro Echoplex, стали заметными в 1970-х годах. Технологии продолжали развиваться, и к середине того же десятилетия чипы bucket brigade стали ответом на ленточную аналоговую задержку в компактном формате. Потом наступили 1980-е, и на смену пришли процессоры цифровых эффектов. Несмотря на то, что они по-настоящему великолепны сами по себе, такие устройства никогда не получали подлинного звука ленты и аналоговой задержки.

  • Line 6 Echo Park: Переезжайте в Los Angeles, купите Stetson и ещё непременно купите себе одну из этих многоцелевых эхо-машин многоразового использования.
  • Ibanez Echo Shifter: Это эхо и модуляция в изящном дизайне с фейдером для задержки. Выглядит чертовски классно.
  • Danelectro Reel Echo: Довольно хорошая интерпретация Echoplex за небольшие деньги. Педаль цвета зелёной морской пены.
  • Ibanez AD9 Analog Delay: Потрясающий аналоговый bucket brigade-дилэй в жгучем розовом цвете!
  • Boss DD3: Наверное, первая педаль дилэя для многих, а для некоторых и последняя.

Эффекты реверберации и эхо похожи; они оба возникают после того, как был издан звук, но, кроме того, они очень разные. Отражающийся звук отличается от оригинала, его создавшего, и звучит в зависимости от магнитуды и расстояния, на которое он распространяется от источника звука. Реверберация возникает, когда звук продолжается из-за повторяющихся отражений уже после затихания самого источника звука. Звуки реверба труднее услышать, поскольку отражения повторяются, создавая мутное звучание из-за отражения звуковых волн от нескольких поверхностей. Пружинный ревербератор – это относительно простой и недорогой метод создания подобного эффекта. В 1960-х компания Hammond Organ Company была первой, кто разработал компактный блок реверберации для своих органов. Он был настолько успешным, что они выпустили его как отдельный аппаратный модуль, известный как Accusonics Type 4 Spring Reverb. Кто был одним из первых заказчиков этого гитарного эффекта, который вскоре должен был получить признание? Leo Fender установил такие блоки в Vibroverb 1963 года, придав гитарной музыке больше глубины и звукового пространства, а Dick Dale был одним из первых пользователей, впервые применивших эту новую технологию в гитарном усилителе. Подобно задержке в 1980-х, цифровые ревербераторы сами по себе стали желаемыми эффектами, имитирующими звуки пружины, холла, пластин и гейт-ревербераторов.

  • Boss RV5: Эта цифровая вещь умеет всё. Доступны реверберации: spring, hall, plate, modulate, gate и room.
  • Malekko Spring Chicken: Из всех, опробованных мной, эта педаль максимально приближена к аналоговому пружинному ревербератору. Мне нравится, что это устройство с одной ручкой.
  • EarthQuaker Devices Dispatch Master: Этот прибор совмещает лучшее из двух миров: цифровой дилэй и ревербератор в одном корпусе, аналогов которому по части экономии пространства в борде, ценнику и удобству при использовании вы просто не сможете найти.

Утилитарные приборы

Луперы: Всё просто: вы нажимаете на запись, играете рифф, нажимаете на стоп, но по-прежнему продолжаете слышать себя, даже прекратив играть. Фундаментальные основы звукозаписи прямо у ваших ног, предоставляя вам всю силу креатива, джемма и бессмысленных гитарных соло, которые не впечатляют никого, кроме вас самих.

  • T.C. Electronics Ditto X2: Простой и весёлый в использовании лупер с режимом ½ скорости, подходящим для создания дроновых звучаний в плёночном стиле.
  • Line 6 DL4: Я так скажу: эта вещь может быть в пятёрке моих любимых устройств за всё время. У неё семисекундный лупер, аналоговый и цифровой дилэи, помещённые в большой зелёный корпус, прекрасный и ужасный одновременно.

Другое:

  • Electro-Harmonix Freeze: Отлично подходит для сустейна нот или дрона, и очень полезен для соло-исполнителей или групп, которые не любят разговаривать между песнями.

Петли эффектов: Вам интересно узнать о петле эффектов, но у вас нет усилителя с петлёй эффектов? Попробуйте одну из таких педалей. Они очень удобны по многим причинам, но мне нравится подключать некоторые эффекты к таким девайсам, чтобы они не попадали в мою сигнальную цепь, когда я не считаю их необходимыми.

 

Xotic Effects X-Blender: У этой штуки есть большая ручка wet/dry и даже секция буста/эквализации, чтобы вы могли мощно заявить о своём присутствии.

Что дальше? Сигнальная цепь, блоки питания, кабели и ещё много всего другого…

Я сохраню нюансы и детали для второй части материала, но при подключении всего этого стаффа всегда нужно иметь в виду необходимость повеселиться и поэкспериментировать. Не ныряйте слишком глубоко. Начните с одной педали, а затем добавьте ещё одну или две и посмотрите, как они работают (или не работают) вместе, измените маршрутизацию и запишите некоторые звуковые различия, если это поможет. Хорошим ориентиром для формирования сигнального потока станет следование порядку типов устройств, который я использовал в этой статье, а затем уже можете вносить изменения. Итак, я оставляю вас наедине со всем этим. И не стесняйтесь делиться своей сигнальной цепочкой в разделе комментариев!

 

 

 

 

Знакомьтесь, Patrick Benson – музыкант и гитарный техник из Los Angeles, California. Он работает в ремонтной мастерской, а также является роуди для Nine Inch Nails и Beck. Patrick играет на гитаре в группе Charade, имеет инструментальный соло-проект и ведёт ежемесячный подкаст. Вы можете следить за ним в Instagram и Twitter.

 

 

 

 



  • Скидки
  • Хиты продаж
  • Случайные
PedalZoo © 2012 -