10 фактов о брит-попе

Почему брит-поп британский, откуда он взялся и что в нем такого хорошего.

1.

Заслышав слово брит-поп люди тотчас себе наглядно представляют Blur, Oasis и их доисторических предков The Beatles. Это не совсем верный расклад, так как большинство брит-поповых артистов считают, что истоки этого жанра идут от группы The Kinks.

 

The Kinks - третья после The Beatles и The Rolling Stones - команда "британского вторжения в США", имела одно принципиальное отличие от жуков. Они были гораздо более местечковыми. В 1966 году лидера The Kinks Рея Дэвиса посетила очень свежая мысль - а что, если он начнет сочинять рок не космополитичный, не американоподобный, а полностью выстроенный на британской популярной музыке, безо всяких там ритм-энд-блюзов и кантри. Так появился альбом "Face to Face", первый образец чистопородного английского рока без иноземных наполнителей. The Kinks, кстати, стали упертыми британцами вследствие печальных обстоятельств - американские чиновники запретили им въезд в США на несколько лет, и группе пришлось вариться в своем лондонском тумане.

https://www.youtube.com/watch?v=Cyh__QQD2js

2.

Идею The Kinks и публика, и коллеги по сцене встретили с энтузиазмом. Ну у The Beatles в тот момент и так хватало бритпоповых номеров - "Good Day Sunshine" как самый яркий пример. А годом позже The Beatles записали свой самый махровый брит-поповый шлягер - "Penny Lane".

 

Что же о The Rolling Stones, то они, находясь под впечатлением от "Face to Face" (это роллинги и сами открыто признают) записали свою первую и последнюю брит-поповую пластинку "Between the Buttons" в 1967.

3.

В шестидесятые идея не прижилась. В основном по той элементарной причине, что в 1967 году все массово переключили внимание на психоделический рок, а тот с идеями брит-попа стыковался плохо, точнее, не стыковался вообще. The Kinks героически откатали еще три (малоуспешных) бритпоповых альбома - "Something Else", "The VIllage Green Preservation Society" и "Arthur", после чего забросили идею надолго в чулан, но не навсегда.

 

Из редких образцов истинного брит-попа шестидесятых можно еще вспомнить лонгплей "Emotions" группы The Pretty Things 1967 года. Немало элементов брит-попа можно уловить и на концептуальном, очень гротескном альбоме The Who "Sell Out".  Ну и можно взять смелость и обвинить в брит-поповости дебютный альбом группы The Move 1968 года. Это те самые The Move, которые через несколько лет переименуют себя в Electric Light Orchestra.

https://www.youtube.com/watch?v=VeYlGgPmom0

4.

Понятно, что в семидесятые годы никому не было дела до брит-попа, все занимались куда более сложной или же шумной музыкой. Правда лично я склонен считать, что альбом Дэвида Боуи "Hunky Dory" 1971 года, несмотря обилие американских мотивов, в целом изящно вписывается в брит-поповую колею.

 

Перелом наступил в неожиданном месте, когда лондонская панк-группа The Jam к своему третьему альбому придушила в себе панков, записала кавер-версию песни The Kinks "David Watts" и разродилась очень англофильской пластинкой "All Mod Cons" (само название которой отсылает нас к британской культуре так называемых модов 60-х).

https://www.youtube.com/watch?v=AE1ct5yEuVY

5.

В Британии The Jam имели колоссальный успех, возродили интерес к модам да и вообще традиционному английскому року. Однако прошло немало времени, прежде чем брит-рок обзавелся каким-то новым выдающимся апологетом.

 

Фактически это случилось лишь с восходом группы The Smiths в середине восьмидесятых. Все ж таки The Smiths не принято называть брит-попом (трудно даже понять почему), но то, что они сыграли для становления жанра ключевую роль, не подвергается никаким сомнениям. Вообще джэнгл-поп восьмидесятых был уже почти сформированным брит-попом, взять хотя бы группу The Housemartins, в которой басистом начинал диджей Фэтбой Слим.

6.

Первой настоящей брит-поповой пластинкой в современном понимании этого слова, наверное, следует считать дебютник группы The Stone Roses, из того же самого Манчестера, что и The Smiths.

 

Их волшебный альбом 1989 года по факту стал первоосновой для всего англофильского рока девяностых. Жаль лишь, что сами The Stone Roses так и не смогли повторить это чудо еще раз, хотя попытки предпринимали неоднократно.

https://www.youtube.com/watch?v=nnY2UJqiGUE

7.

Всякий человек хотя бы раз в жизни слышал о брит-поповой войне девяностых - это когда группы Blur и Oasis дрались за корону королей английского рока. Любопытно, что Blur объявились на сцене сильно раньше - их первая пластинка вышла в 1991 году.

 

Oasis же разродились лонгплеем, когда Blur уже выставлял в магазинах третий альбом, в 1994. Но на самом деле все логично, ибо Blur на первых двух пластинках лишь раскачивались, и породистый хардкорный брит-поп научились делать тогда же, в 1994 на лонгплее "Parklife".

https://www.youtube.com/watch?v=lITzhu8raBw

8.

В девяностые годы английская пресса повытаскивала на белый свет целую тьму новоявленных брит-поповых коллективов. Особенно занятно получилось с группой Pulp, которая выпускала альбомы с 1983 года, но до массовой моды на брит-поп была практически никому не нужна.

 

Кстати, большинство из таких коллективов на Родине в итоге были популярны куда больше, нежели в остальном мире. Несмотря на общий ярлык "брит-поп" они являли собой ощутимое разнообразие, в диапазоне от ноток The Beatles и The Kinks до The Smiths, Дэвида Боуи и даже Queen.

Radiohead тоже принято причислять к брит-попу, хотя лично я такой подход не одобряю - это все-таки более заковыристая в жанровом плане команда, да слишком много в её музыке иноземной крови - и американской и даже немецкой, краутроковой.

9.

В нашем веке истерия по брит-попу заметно стихла, но сам брит-поп совершенно не стих. Мало того, его влияние расползлось на весь мир, и практически везде, от Америки до России можно обнаружить многочисленные коллективы, звучащие очень и очень по-английски.

 

Появился и популярный артист, который иногда заводил брит-поп в буквальном смысле слова. Дело в том, что оригинальный брит-поп несмотря на корень "поп" все ж таки был именно рок-музыкой.

Но вот если мы возьмем чисто эстрадного певца Робби Уильямса, то сможем во многих его вещах услышать, как звучит брит-поп именно в поп-музыкальной форме. Примерно то же самое можно сказать и о безгитарной группе из Сассекса Keane.

https://www.youtube.com/watch?v=xcWOviMI6Lk

10.

Десять пластинок для первого знакомства:

  • The Kinks "Something Else by the Kinks", 1967
  • The Rolling Stones "Between the Buttons", 1967
  • The Jam "All Mod Cons", 1978
  • The Stone Roses "The Stone Roses", 1989
  • Suede "Suede", 1993
  • Blur "Parklife", 1994
  • Oasis "(What's the Story) Morning Glory?", 1995
  • Pulp "Different Class", 1995
  • The Verve "Urban Hymns", 1997
  • Morrissey "You Are the Quarry", 2004

___

 

Специально для Pedalzoo.ru



  • Скидки
  • Хиты продаж
  • Случайные
PedalZoo © 2012 -