Еще 10 великих гитарных соло
Сразу после того, как в конце марта в блоге Pedalzoo был опубликован текст про 10 самых великих гитарных соло всех времен, в адрес его автора начали поступать предложения и дополнения. Та статья была вполне сознательной, в чем-то даже провокационной попыткой объять необъятное, но соляки, упомянутые в ней, уж точно были наизусть знакомы всем любителям рок-музыки на свете.
Сегодня мы продолжаем попытки расширить границы познания и представляем вашему вниманию дополнительную подборку гитарных соло - чуть менее великих, но тем не менее столь же замечательных проявлений музыкального духа.
Cream – Crossroads
Мистер Эрик Клэптон, разумеется, был совершенно незаслуженно забыт в первой части нашего списка «великих». Клэптон и его коллеги по Cream одними из первых сформировали модель коллектива, которую чуть позже назовут «пауэр-трио» - когда каждый из членов небольшой группы, обладая незаурядными способностями в обращении со своим инструментом, демонстрирует его на каждой записи и концерте.
Записанный «живьем» кавер на классика Роберта Джонсона стал настоящим хайлайтом работы Клэптона с Cream – традиционная блюз-стилистика здесь уступает место настоящему «атакующему» рок-н-роллу, то и дело прерывающему галопирующий ритм ради соло-партий Эрика. В нескольких соло, уместившихся в эту сравнительно короткую композицию, Клептон демонстрирует все аспекты своей техники – и извлекаемое пальцами вибрато, и уникальные бенды, и игру в пентатониках параллельных тональностей.
Одновременно с выпуском альбома «Wheels of Fire», на котором разместилась «Crossroads», на стенах начали появляться надписи «Клэптон – бог». Мы склонны связывать это в первую очередь с гитарными соло из этой песни!
Queen – Brighton Rock
Сэр Брайан Мэй, этот хаерастый ангелоподобный виртуоз, способен не то, что просто сыграть драйвовую партию – да даже самостоятельно собрать гитару из кусков камина 18го века! Кстати, Мэй – один из немногих гитаристов, практически всю свою карьеру играющих на одном и том же инструменте – той самой «Red Special», созданной своими руками в 16-летнем возрасте.
Что до «Скалы Брайтон», то эта композиция в наилучшем виде демонстрирует комплексный подход Мэя к сочинению партий, буквально выныривающих одна из-под другой.
Пусть Брайан и автор таких слезливых хитов Queen, как «Who Wants to Live Forever» и «Friends Will Be Friends», наилучшим образом он мог разгуляться именно на фирменных «королевских» рокешниках, и соляки в «Brighton Rock» - самые громоподобные в всем бэк-каталоге группы.
Dire Straits – Sultans of Swing
Когда Dire Straits выпустили первый сингл, его автору, вокалисту и лидер-гитаристу коллектива Марку Нопфлеру было 29 – в этом возрасте многие из рок-музыкантов 70-х уже заканчивали карьеру. Тем не менее, уже по этой композиции, до сих пор звучащей на софт-рок-радиостанциях, было понятно, что группу ждет успех космического масштаба.
Адаптировавшие для Британии пролетарский рок Брюса Спрингстина и умело сдобрившие его прогрессив-рок-нотками, Dire Straits даже на фоне гремящего в стране панк-рока смогли найти свою нишу – и, пожалуй, первыми в Англии заиграли в стиле, который позднее назовут «стадионным роком».
Соло из «Sultans of Swing» подходит для стадионов как нельзя лучше – это звенящий, жужжащий, заполняющий все пространство поток нот, отсылающий к классической музыке, но не требующий от слушателя глубоких историко-художественных познаний. Под такое можно и подвигаться, и покайфовать, и конечно же порубить на воздушной гитаре!
Ozzy Osbourne – Mr. Crowley
Сольная карьера Оззи после его изгнания из Black Sabbath из-за потери связи с реальностью запустилась и понеслась вперед на бешеных скоростях, и все это благодаря двум особенным людям: его супруге и менеджеру Шэрон и уникальному гитаристу Рэнди Роудсу.
Рэнди, тяготившийся внутригрупповыми конфликтами первого состава Quiet Riot, пришел на прослушивание к Оззи в 1979 году – и был принят в группу еще до официального начала прослушивания: Оззи просто услышал, как он «разогревается». Следующие два с половиной года прошли в сплошном угаре, закончившимся на трагической ноте: Рэнди с друзьями ради развлечения угнали самолет, которым не умели управлять.
Однако этого краткого периода хватило, чтобы породить два культовых альбома и кучу гитарного материала, определившего звучание гитары в металле на десятилетия вперед. Соло из «Mr. Crowley» - одна из наиболее значительных и зубодробительных звуковых конструкций, родившихся из-под пальцев Роудса.
Michael Jackson – Beat It
Единственный не-рок исполнитель в этой десятке, Майкл Джексон всегда с большим уважением относился к звучанию электрогитары (вспомните хотя бы клип «Black Or White», где всего один гитарный аккорд переносит обывателя в Африку прямо вместе с диваном). Поэтому для записей соло-партий на своих хитах Майкл всегда приглашал только лучших – Слэша, Карлоса Сантану или – в нашем случае – Эдди ван Халена.
Ван Хален сыграл свою партию, ставшую классической, сходу, почти без подготовки, и бесплатно – вероятно, не предполагая, что именно это соло его авторства станет известно наиболее широкой аудитории. Что до качества самого соло, скажем только, что во время его записи усилитель в студии буквально загорелся, не выдержав силовой интенсивной подачи одного из лучших рок-н-ролльных гитаристов. Берегите уши от возгорания!
Slayer – Seasons in the Abyss
Куда же мы в топе лучших соло без представителей металлической школы. Шреддинг, тэппинг, трэш, вот это вот все. Авангардная манера к сожалению ныне уже покойного Джеффа Ханнемана, буквально взрывавшего плотный массив песен Slayer соло-вставками, часто сыгранными в других ритмах и тональностях, напоминает многим о соло в джазе как о самостоятельной сущности, обогащающей композицию, но полноценно воспринимающейся отдельно от нее.
Изначально Ханнеман был менее техничным из двух гитаристов группы, но быстро подтянул свои скилы, привнеся в музыку коллектива влияния ультра-быстрого хардкор-панка. Гитарные переклички Ханнемана и Керри Кинга стали такой же неотъемлемой частью Slayer, как кровавая тематика их песен и ультра-высокий, срывающийся на фальцет вокал Тома Арайя.
«Seasons in the Abyss» - настоящее гитарное пиршество, дающее возможность насладиться стилистикой обоих гитаристов, но все внимание здесь все-таки приковано к соло Ханнемана – лучшему за его долгую успешную карьеру «отца металла».
Rage Against the Machine – Bulls on Parade
А вот и 90-е подъехали! Автору текста о 10 величайших гитарных соло всех времен было справедливо вменено в вину то, что он оставил почти без внимания музыку наших современников, и в новом списке он вознамерился это исправить. Величайшая, пожалуй, заслуга Тома Морелло – в том, что он заставил гитару зазвучать по-настоящему в новом ключе: подготовив десятки замысловатых примочек, он каждую песню дожидался на сцене того момента, когда ему будет дано право выйти на авансцену.
Это право он использовал с таким чувством и вовлеченностью в процесс, что и после распада RATM и ее «дочки» Audioslave его продолжают приглашать в студию музыканты с самыми выдающимися послужными списками. Среди них – не только ветераны альтернативы вроде Primus и Cypress Hill, но даже и мастодонты вроде Джонни Кэша и Брюса Спрингстина.
На этом громогласном сингле свой основной группы Морелло продемонстрировал разом все свои умения, подложив под читку Зака де ля Рохи мясистые риффы, но главным образом – обеспечив въедающийся прямо в мозг соляк, для которого он сымитировал игру на диджейских вертушках, используя только 6 струн и собственные руки. Так электрогитара в XX веке еще не звучала.
Radiohead – Paranoid Android
Radiohead – далеко не та группа, которая ассоциируется у любителей рок-музыки с гитарными соло. Распространенный стереотип об этих оксфордских умниках гласит, что они скорее про атмосферу, погружение в свой внутренний космос и печальный фальцет.
И очень зря, ведь музыкальный авангардист Джонни Гринвуд, с момента основания коллектива отвечающий в нем за лидер-гитару, всегда был не прочь продемонстрировать свой уникальный подход к инструменту – особенно на ранних альбомах. В сети достаточно видео, на которых видно, как Джонни, в противовес остальным членам группы, обычно довольно спокойно ведущим себя на сцене, кружится в обнимку со своими «телекастером», лупит его смычком, использует шумовые примочки и вообще использует целый арсенал приемов, почерпнутых у главных нойз-рок-звезд от The Birthday Party до Sonic Youth.
В отличие от них, впрочем, Джонни всегда играл ярко выраженные соло-партии, занимающие в песнях Radiohead особое место, эдаких точек эмоционального взрыва. Его соло, приходящееся аккурат на середину «Paranoid Android» (и аукающееся в конце), особенно памятно тем, кто, услышав его на MTV, приобщился к культуре создания музыки из атональных шумов.
Red Hot Chili Peppers – Dani California
За свою долгую карьеру RHCP сменили уже трех гитаристов. Первый из них, Хилел Словак, скончался от героиновой зависимости еще в 80-х, до того, как группа пришла к мировому успеху. Еще один, Дэйв Наварро из Jane’s Addiction, продержался только один альбом.
Джош Клингхоффер, играющий в коллективе ныне, дорос до этой роли с позиции гитарного техника. А вот самым плодовитым гитаристом, свой манерой по-настоящему сформировавшим звучание коллектива, стал Джон Фрусчанте – именно его гитара звучит во всех знаменитых хитах RHCP, начиная аж с «Under the Bridge». Фрусчанте – гитарист с уникальной манерой игры, основанной не на скоростной технике, а скорее на ощущениях: для него гитара не инструмент, а скорее часть души.
Неудивительно, что его сольные партии, которым всегда находилось место даже в наиболее фанк-ориентированных трека группы, всегда очень эмоциональны. Больше всего «разгуляться» RHCP дали Джону на альбоме, который стал для него прощальным в работе с коллективом – двойном «Stadium Arcadium», который стал своего рода манифестом Фрусчанте, квинтэссенцией его видения гитары в рок-н-ролле.
В хитовом треке оттуда «Dani California» не одно, не два, а целых три небольших соло-куска, причем все они исполнены в разных манерах и стилистиках – прямо под стать клипу, в котором Энтони Кидис и компания переодеваются в своих кумиров различных музыкальных эпох.
Steven Wilson – Regret #9
Под конец – совсем свежий пример великолепного соло. В отличие от напыщенных распиаренных «виртуозов» вроде Джека Уайта, Стивен Уилсон никогда не ставил себя в один ряд с величайшими гитаристами всех времен, хотя его талант достоин наивысших оценок по шкале композиторского искусства и исполнительской точности. Автор десятков искусно написанных соло, помещенных на пленку еще во времена Porcupine Tree, для лучшего (so far) инструментального трека группы имени себя Уилсон уступил права на лидер-гитару партнеру по команде Гатри Говану, известному по работе с Asia и The Aristocrates.
Гован, явно вдохновлявшийся Дэвидом Гилмором и его легендарной работой над «Comfortably Numb», не подкачал – его соло искрится и переливается, как море в свете Луны, оно выжмет из вас все слезы как настоящая слезовыжималка. И пока в мире будут рождаться треки и соло-партии такого уровня, говорить о смерти рок-музыки преждевременно.
Комментарии