Такой задорный пост-метал: самые важные альбомы. Часть 2.

Обложка статьи - отсюда.

В первой части материала мы начали вспоминать самые значительные альбомы жанра. Сегодня мы продолжим знакомиться с бесспорной классикой. Поехали!

ROSETTA – THE GALLILEAN SATTELITES

слушать на YouTube

Да, легендарная фраза Юрия Гагарина звучит здесь как нельзя кстати, ведь практически всё творчество ансамбля Rosetta – про космос. Дебютный альбом The Gallilean Sattelites 2005 года выпуска – не исключение. Но перед тем, как говорить что-либо о собственно содержании пластинки, стоит описать один практический момент, а именно – оригинальную “упаковку” музыки. При быстром просмотре треклиста у слушателя создаётся впечатление, что The Gallilean Sattelites – двойной альбом. Собственно, так и есть, но не совсем. Действительно, каждый из двух дисков содержит по пять композиций, при этом первый диск – это тот самый атмосферный пост-метал, ради которого мы здесь собрались. Второй диск вмещает гораздо более абстрактную музыку, эдакий нойз/эмбиент. И всё бы ничего, но вот длительности песен на первом и втором дисках попарно совпадают. Догадались? Именно! Музыканты предполагали одновременное прослушивание двух пластинок. В таком виде эмбиентные треки становятся эдакой атмосферной “подложкой”, шумовой основой для разрушительного пост-метала с первого диска. Ходят слухи, что ограниченным тиражом выходила CD-версия альбома с просуммированными песнями (то есть два диска просуммированы в один), а также пятиканальный DVD, на котором эмбиентные композиции спанорамированы “назад”, а первый диск – “вперёд”. Именно одну из таких версий и рекомендуется прослушивать для получения полного впечатления от альбома. Если что, её не очень сложно сделать самостоятельно.

Но мы что-то увлеклись, обсуждая эти практические вопросы, пора переходить к сути. Космическая тематика The Gallilean Sattelites прослеживается и в текстах, и в звучании самой музыки. Лирика повествует о судьбе безымянного космического странника, который под властью навязчивой идеи отправляется к Европе, спутнику Юпитера. Мотив его неясен – либо это усталость от земной жизни и желание найти место для уединения (хотя вряд ли на Юпитере есть тыква), либо возвышенное желание узнать больше об истории и предназначении человечества. Герой неоднократно в своих мыслях обращается к некоему “Монолиту”, и тут нельзя не вспомнить фильм Стенли Кубрика “Космическая Одиссея 2001”, в котором группа людей отправляется исследовать загадочный Монолит как раз на орбите Юпитера.

Один из Монолитов в фильме Кубрика.

В финале “Одиссеи” добравшийся до цели Дейв Боумен испытывает перерождение в иную форму жизни, Звёздное Дитя. Герой The Gallilean Sattelites, в свою очередь, разочаровывается в предмете своих стремлений, и единственное, что присутствует в его сознании после нахождения Монолита – воспоминания о навсегда утраченной земной жизни. Эта скорбь по потерянному пронизывает последнюю композицию Au Pays Natal. Не совсем ясно, почему с космосом принято ассоциировать вылизанное, причёсанное звучание таких групп, как God Is An Astronaut. Гораздо легче поверить в то, что космос – именно такой, каким его показывают музыканты здесь: пустой, холодный, жестокий, непрощающий и непредсказуемый.

Композиционно альбом в целом отвечает стандартам жанра. Достаточно лёгкие песни перемежаются взрывами ярости в не особенно быстром темпе. Стоит забыть про припевы и куплеты – композиции здесь преимущественно линейны и практически никогда не возвращаются на уже изведанные территории. Находится место и для экспериментов – например, некоторые риффы из инструментальной композиции Absent очень уместно выглядели бы в блэк-метале, а концовка песни Itinerant – на какой-нибудь из наименее диких записей Merzbow.

Звучание Rosetta всегда определяли гитары. Гитарные партии – либо атмосферные чистые арпеджио, либо сильно перегруженная стена звука, по плотности напоминающая ранние записи мастодонтов гитарного дрона Boris. Вместе с очень уместной, но довольно стандартной в рамках жанра ритм-секцией гитары создают подходящий задний план для вокала, являющегося безусловным гвоздём программы. Майкл Армин (Michael Armine) на сцене ведёт себя подобно уличному проповеднику - он строчку за строчкой вколачивает в голову аудитории тексты песен, и на нём неизбежно фокусируется внимание. Волшебным образом эта особенная подача передаётся и в записи. Сведение вокала на The Gallilean Sattelites делает фокус на голосе ещё более заметным – ни на одном из других альбомов группы вокал не звучит настолько “впереди” всего остального. Чистого вокала нет совсем, так что стоит подготовиться и воспринимать.

The Gallilean Sattelites одновременно воплощает в себе любовь и к тяжёлой музыке, и к абстрактному, несколько хаотичному эмбиенту. Из-за этой эмбиентности так и хочется провести параллели с записью Lift Your Skinny Fists Like Antennas To Heaven группы Godspeed You! Black Emperor. Начиная со следующего альбома Wake/Lift, Rosetta начали всё больше и больше использовать каноничные пост-роковые приёмы композиции и постепенно пришли к отполированному, но гораздо менее оригинальному альбому A Determinism Of Morality – своему F#A#. Но именно The Gallilean Sattelites по сей день остаётся их самой смелой и самобытной пластинкой.

Оборудование. Как обычно, раскопать в сети оборудование, использованное для записи альбома в 2005 году – та ещё задача. Поэтому здесь – оборудование современных Rosetta (описано всё, что удалось найти):

Гитара: Гитары компании Electric Guitar Company (какой красивый Firebird из алюминия!), также Fender Telecaster Custom и разнообразные Gibson Les Paul. Усилители Atomium Amps Model A, Marshall TSL, Sunn Model T и Fender Twin (иногда на живых записях встречается Orange). Множество самодельных эффектов, а также Boss OC-3, Boss DD-5, Boss RV-3, Boss RC-1, Electro-Harmonix Memory Toy, Electro-Harmonix Holy Grail Nano, Electro-Harmonix POG2, Akai Headrush, педаль громкости Ernie Ball, Strymon El Capistan, Moog MF Flange, TC Electronic Flashback.

Бас-гитара: Fender Jaguar Bass, Fender Precision Bass. Усилители Eden (во всяком случае, на записи). Педали MXR Carbon Copy, Electro-Harmonix Holy Grail Nano, Strymon Blue Sky, Fender Sub-lime.

 Источники: раз, два, три, четыре, пять.

FALL OF EFRAFA – INLE

слушать на YouTube

Inle – последняя запись коллектива Fall of Efrafa, заключительная часть трилогии Warren of Snares. За эти три альбома группа проделала тяжёлый путь от интенсивного, насыщенного ди-битом краст-панка к тягучему, неторопливому пост-металу. Кажется, что эти жанры неописуемо далеки друг от друга, однако при последовательном прослушивании Owsla (2006), Elil (2007) и Inle (2009) границы между ними стираются.

Какие-то странные названия альбомов, не правда ли? Да это же слова на кроличьем языке! Дело в том, что сюжетно альбомы основаны на романе английского писателя Ричарда Адамса “Обитатели Холмов” (как мы уже поняли, концептуальность для исследуемого нами жанра – обычное дело). “Обитатели Холмов” – роман про кроликов! Книга родилась из историй, которые Ричард рассказывал своим дочерям. Несмотря на откровенную сказочность (всё-таки мы следим за приключениями говорящих кроликов по имени Орех, Черничка, Колокольчик и т.п.), роман мгновенно превращается в леденящую душу антиутопию в тот момент, когда главные герои попадают в город Эфрафа. Похлеще “1984” и “О Дивный Новый Мир”, во всяком случае если судить по уровню жестокости методов правящей верхушки. Если добавить к этому жуткому, утопающему в крови невинных городу странную кроличью мифологию, то получается совсем недетское чтиво. Ясное дело, Inle на кроличьем языке – это смерть. Согласно поверьям, за умирающим приходит Чёрный Кролик Инле и забирает его/её в Теневые Земли. Говорят, что Чёрный Кролик способен увести с собой целое войско, и ничто не может его остановить.

Вот в таком виде его показывают детишкам.

Такую вот первоклассную книгу британцы Fall Of Efrafa избрали в качестве концептуальной основы своего творчества. Ясное дело, эти сердитые веганы умудрились сделать историю ещё более мрачной и непроходимой, а также усилить связь первоисточника с современной реальностью, как бы между строк рассуждая о политике, религии, правах животных. Тексты здесь – это затейливый эпос о храбрости и отваге, о преданности идее, о неизбежности смерти. Обильное использование архаизмов и кроличьего языка lapine усиливает пресловутую эпичность. Осмелюсь сказать, что лирика Fall Of Efrafa – лучшая лирика в жанре. Первая полноценная песня, Fu Inle – про то, как душа умершего кролика присоединяется к Инле. И только посмотрите, насколько величественны эти слова:

 Cast aside these earthly woes,

You wove this tapestry of battles.

I'll pay you pittance for your days,

Yet loosen all your shackles.

I am the seer in the dark,

The vagabond of yore,

Valediction.

Инструментальная составляющая, наоборот, донельзя минималистична. Песни длинные, медленные и тяжёлые, как и полагается. Гитаристы уверенно пользуются фидбеком, перегруз зернист, бас могуч, но никогда не вылезает на передний план. Как и в случае с The Gallilean Sattelites, в центре внимания здесь находится именно харизма вокалиста, дело остальных музыкантов – соответствовать атмосфере рассказываемой истории и не мешать нам внимать. С чем они, надо сказать, очень талантливо справляются. Попутно даря нам простые, но все равно чудесные гипнотизирующие инструментальные проигрыши в песнях Woundwort и The Warren Of Snares. Ну и нельзя не сказать про Republic of Heaven – шестнадцатиминутный гимн, посвящённый рвению к свободе. Если в вашем распоряжении есть только четверть часа – слушать надо именно его.

Как и планировали музыканты, после третьего альбома коллектив Fall Of Efrafa перестал существовать. Но не стоит печалиться – цель была достигнута, нужные слова - сказаны. Для тех, кто всё же начал горевать, вокалист Алекс Брэдшоу основал ещё тысячу других, не менее интересных проектов. Среди них – Anopheli, Light Bearer и Archivist.

Оборудование:

Что-то искать – пытка. Да и наверняка эти любители DIY играли на всём, что в руки попадётся. На живых записях видны какие-то гитары Gibson SG/Les Paul, какие-то усилители Marshall и Sunn O))), бас-гитара Fender Precision Bass и усилители для бас-гитары Ampeg SVT.

THE OCEAN – PRECAMBRIAN

слушать на YouTube

На дворе – любимый многими 2007 год, и малоизвестный немецкий коллектив The Ocean записывает альбом, посвящённый геохронологической шкале. Конечно, на самом деле эта запись про докембрий – значительную часть истории нашей планеты. Кембрий – период, который характеризуется резким увеличением количества ископаемых останков живых существ в отложениях, а докембрий – всё, что было до. То есть это, образно выражаясь (как бы меня не съели геологи, читающие текст!), период господства неживого над живым.

Запись состоит из двух дисков. Первый диск – про гадей и архей, второй - про протерозой. Гадей и архей – очень ранние стадии развития Земли. Жизни нет (или практически нет), вся планета – царство огня и камня. Логично, что первый диск - более тяжёлый. Корни этой музыки – в хардкоре и металкоре, пост-металом практически не пахнет (разве что темп низковат, для хардкора-то). Hadean/Archaean – это двадцать три минуты ничем не разбавленной агрессии. Действительно, примитивная жестокость хорошо вяжется с образом раскалённого мира, который не приемлет *практически* никакой жизни. Радует умение музыкантов строить взаимодействие нескольких голосов (см. Palaeoarchaean) при практически полном отсутствии чистого вокала. Среди гнетущей грузности песен только композиция Neoarchean своим задорным и слегка легкомысленным вступлением намекает на зарождение жизни.

Тут-то и начинается второй диск Proterozoic, за который большинство слушателей и уважают группу The Ocean. Слово “протерозой” с греческого языка можно вольно перевести как “ранняя жизнь”. Организмов становится больше. Происходит кислородная катастрофа, в результате которой воцаряется господство аэробных организмов (таких, которым нужен кислород в атмосфере, как нам с вами). Опять же, логично, что на втором диске – гораздо больше понятного человеческому уху. Именно здесь раскрывается потенциал огромного количества задействованных музыкантов. The Ocean на момент записи были некой творческой “коммуной” – музыку писал один человек (Робин Стапс), а вот исполнением её занимался постоянно изменяющийся состав музыкантов. На вики, например, указаны аж 25 человек! На первой половине – исключительно приглашенные вокалисты/гитаристы, а на второй – ещё и участники Берлинского филармонического оркестра (виолончель, скрипка, саксофон, даже металлофон и тамбурин). В альбоме участвовали музыканты из групп Breach, Converge, Cave In, Integrity и Textures. Где ещё в тяжёлой музыке столько фитов найдешь? Задаёт тон диска композиция Rhyacian – эпик длиной 11 минут, в котором сразу же гораздо больше чистого вокала, щедро используются смычковые струнные, но и про тяжесть никто не забывает. Всё-таки протерозой – тоже не сахар. Особенно для нас, максимально изнеженных белковых форм жизни. На этом диске нас ждёт целый час тех контрастов, за которые мы любим пост-метал. Расслабленные интерлюдии, насыщенные богатыми вокальными гармониями и партиями клавишных, скрипки и виолончели, сменяются зубодробительными риффами. Здесь царит пресловутая “прогрессивность”. Каждые пару минут композиция приносит новый сюрприз – ну вот не ждали же вы этого брейкдауна на второй минуте Tonian, не так ли? Из всех инструментов выделю бас-гитару – просто потому, что звук и партии бас-гитары на Proterozoic явно недополучают народной любви. Воздадим же по заслугам!

Далее по ходу своей карьеры коллектив The Ocean всё-таки обрел несколько более постоянный состав и записал ещё как минимум одну первоклассную, но гораздо менее эксцентричную запись Pelagial (как можно понять из названия, Pelagial – про морские пучины). Но именно Precambrian – уникальный альбом на стыке пост-метала, прог-метала, хардкора и металкора старой школы, за что мы его сегодня и чествуем.

 Оборудование (более позднее, но всё же):

Гитары PRS Custom 24, Electric Guitar Company, строй на этом альбоме Open A, на других – в основном Drop C, преамп Mesa Boogie Triaxis, мощник Mesa Boogie 2:90 SimulClass, в студии также усилитель Diezel VH4, педали Morpheus Drop Tune, рэковый процессор Boss GT-Pro. Большую часть в организации живых выступлений играет секвенсор, который переключает режимы/каналы/эффекты, а также отвечает за свет и видео.

Бас-гитары: на живых выступлениях чаще всего видны Fender Precision Bass и Jazz Bass, но встречается и всякая экзотика, например Zon.

 Источники: раз, два.

INTRONAUT – PREHISTORICISMS

слушать на YouTube

Есть какая-то ирония в том, что концепция Prehistoricisms настолько похожа на концепцию только что описанного альбома The Ocean. Действительно, как будто история Земли – единственная интересующая людей тема! Кажется, что может быть только одна причина такого удивительного совпадения – просто жанр очень подходит для того, чтобы рассуждать о вещах дочеловеческих. Хотя при прослушивании Prehistoricisms создаётся ощущение, что эта запись, в отличие от Precambrian, – именно про зарождение живого. Всё-таки предпоследняя композиция называется Australopithecus, а заключительная четвертьчасовая The Reptilian Brain состоит из пяти частей с говорящими названиями [I. Sleep] [II. Eat] [III. Shit] [IV. Fight] [V. Fuck]. Так что Prehistoricisms стоит воспринимать скорее как продолжение истории, начатой The Ocean.

Prehistoricisms не случайно является последним альбомом в этой части повествования. Из всех упомянутых групп именно Intronaut максимально далеки от абстрактного пост-металлического “канона”, в первую очередь из-за своей любви к фьюжну (т.е. к комбинированию в своей музыке элементов разных жанров). В Prehistoricisms группа мастерски совмещает пост-метал с элементами фьюжн-джаза с одной стороны и мат-метала с другой. Влияние мат-метала заметно по диссонирующей “угловатости” гитарных риффов и богатой палитре используемых размеров (см. первую половину Cavernous Den Of Shame). Что касается фьюжн-джаза, то, например, четвёртая и пятая минуты композиции The Literal Black Cloud и концовка песни Sundial звучат, как импровизационные джемы прямиком с концерта Mahavishnu Orchestra. И именно фьюжн-джазовые элементы занимают на этом альбоме то место, которое в стандартной пост-метальной записи заняли бы пост-роковые клише. Они помогают слушателю отдохнуть от низконастроенной мясорубки и приносят необходимый контраст.

Звук гитар на альбоме, как заведено, способен ломать кости. Но нам это более-менее привычно. Гораздо более интересен бас. Именно он – изюминка звучания Intronaut. Бас-гитарист Джо Лестер здесь играет исключительно на безладовом инструменте, что придаёт партиям этот характерный мяукающий звук, которому место скорее в уже упомянутом фьюжн-джазе. Ударные тоже сильно не похожи на то, что мы слышали ранее. Во-первых, они гораздо более интенсивны. Во-вторых, в партиях ударных (особенно к концу записи) становится явным влияние разнообразных народных музыкальных течений. Так, двухминутное соло в конце Any Port напоминает племенную музыку народов Африки, а начало грандиозной The Reptilian Brain своими барабанами табла явно намекает на индийскую музыкальную традицию.

Подобно многим своим коллегам по цеху, Intronaut просто не умеют делать плохие записи. По настроению их последний альбом The Direction of Last Things является неким духовным преемником Prehistoricisms, так что после завершения The Reptilian Brain логично включить именно его, а потом – ознакомиться с остальным творчеством группы.

 Оборудование:

Гитаристы Sacha Dunable и Dave Timnick: гитары Gibson Les Paul Custom, гитары Dunable (фирма, которой владеет один из гитаристов группы). Усилители Mesa RA-100. Педали: Dunlop Crybaby 95Q, Dunlop DVP1, EHX Pitch Fork, EHX Superego, Way Huge Saucy Box (в режиме always-on буста, драйв на нуле, volume на максимуме), MXR Reverb, Boss NS-2, Boss TU-3, Mesa Flux-Drive, Mesa Tone-Burst, Eventide Timefactor, TC Ditto X2, свитч Carl Martin Octaswitch, MXR Il Torino Overdrive, EHX Ring Thing, Way Huge Echo Puss. Для вокальных эффектов - TC Voicelive Play.

Бас-гитарист Joe Lester: безладовая бас-гитара Zon Legacy Elite 5, усилитель Aguilar DB 751, кабинеты Ampeg Pro Neo 410 и 115. Педали: Dunlop Crybaby Bass Wah, Boss TU-2, Darkglass Microtubes B7K, Fulltone Bass-Drive MOSFET, Source Audio Soundblox Bass Envelope Filter, Boss DD-500, MXR Bass D.I. +.

Источники: раз, два.

Пожалуй, на этом можно закончить ознакомление с совсем уж популярными альбомами – знатокам наверняка давно стало скучно. Поэтому в следующий раз мы вместе достанем из закромов гораздо менее известные пластинки и попробуем показать, что жанр очень богат и по-прежнему жив. А пока – до встречи!



  • Скидки
  • Хиты продаж
  • Случайные
PedalZoo © 2012 -