Такой задорный пост-метал: самые важные альбомы. Часть 3.
Обложка статьи — картина "Аббатство в дубовом лесу" немецкого художника Каспара Давида Фридриха.
Третья и заключительная часть материала задержалась в производстве (вот тут - первая и вторая). Однако она всё же смогла добраться до блога! Здесь рассмотрены забытые ранее, а также незаслуженно менее известные альбомы в жанре пост-метал. Альбомов – больше, описания – короче. И, да, будет мрачно.
AMENRA – MASS VI
Если серьёзно, то Amenra за счет своей авторитетности должны были появиться в одной из двух первых частей материала. Но места не хватило, поэтому Mass VI - здесь. Вся дискография Amenra представляет собой единое, монументальное полотно, которое беспощадно давит своим весом на несчастную головушку неподготовленного слушателя. Недаром все студийные альбомы группы имеют одно и то же название – Mass. Шестая часть этой нескончаемой эпопеи была выбрана по нескольким причинам. Она – самая свежая, сведение здесь наиболее современное, а среди остервенелых воплей иногда даже встречается чистый вокал – в общем, проглотить эту таблетку тьмы немного проще, чем всю остальную дискографию группы.
За долгие годы своего существования Amenra выковали особенный, непроходимо мрачный звук – пожалуй, в пост-метале нет ничего более тяжёлого в эмоциональном смысле. В этих песнях как будто живёт всё страдание человечества. Недаром в интервью сайту Musicradar один из гитаристов говорит, что его любимый аккорд – “тот, который несёт боль”. На относительно новом альбоме Mass VI музыканты в целом остаются в рамках уже выработанной колеи, однако всё-таки привносят микроскопические изменения в формулу своего звука. В Mass VI есть моменты мимолётного умиротворения и признания красоты этой вечной тени. Но не стоит беспокоиться – таких моментов крайне немного, и в большинстве случаев эти глотки воздуха лишь усугубляют безысходную атмосферу музыки. Так, например, именно благодаря умелому использованию чистого вокала кульминационная композиция A Solitary Reign становится памятником одиночеству и отстранённости и, по совместительству, одним из пиковых мгновений в творчестве Amenra.
Оборудование:
В интервью музыканты упоминают гитары Gibson RD и Gibson Les Paul, усилители Marshall JCM800, педали Providence Stampede, ProCo Turbo RAT (в чистый канал JCM800!), Earthquaker Devices Afterneath, Line 6 DL4, Ernie Ball Volume, Boss TU-2, Boss DD-20.
Источники: тык
BLACK SHEEP WALL – I AM GOD SONGS
I Am God Songs трудно назвать пост-металом. В первую очередь, потому, что традиционный для жанра баланс красоты и хаоса здесь преступно нарушен (очевидно, ад победил). Музыка – слишком тяжёлая, строй гитар – слишком низкий (Drop G, видали?). Да, Black Sheep Wall умеют крушить. Первые тринадцать минут (убийственная "двойка" из песен Nihility и Care By Carcinogenic) не оставляют неподготовленному слушателю никаких шансов. Однако стоит хотя бы постараться пережить это монументальное рубилово – шумные нойзовые интерлюдии, разбросанные далее в треклисте то тут, то там, позволяют хоть немного перевести дух, да и композиции сами по себе становятся разнообразнее. Да, 470 секунд песни Modest Machine все равно ощущаются, как 470 ударом кирпичом по лицу, но здесь есть хотя бы более-менее мелодичный (и крайне эпичный) припев. А идущая следом Myolden даже содержит щепотку чистого вокала, внезапно напоминающего Дэрила Паламбо из группы Glassjaw.
Где-то через полчаса прослушивания становится понятно, что прелесть этого альбома – не только в его неподъёмной тяжести. Начинает казаться, что I Am God Songs олицетворяет собой зловещую основу, изнаночную сторону современной жизни. Кровожадное, ненавидящее нас ничто – которое мы не замечаем, но которое всегда находится там, как только мы отводим взгляд. Шум и использующиеся иногда записи разговоров создают крайне беспокойную атмосферу. Это - большой брат, который не устаёт за тобой смотреть. Это – телесеть, держащая тебя за горло.
Оборудование:
Gibson SG/Les Paul (Drop G), Sunn 300T, Model T, Orange Thunderverb 200
Источники: тык
IZAH – SISTERE
На своём дебютном альбоме голландцы Izah собрали всё, что делает жанр интересным для нас с вами, но пугающим для стороннего слушателя. Плейлист включает в себя четыре песни, самая короткая из которых длится 11 с половиной минут, а самая длинная – аж 31 минуту (в наше-то время актуально альбомы такой длины записывать, а тут – одна песня). В целом, по духу и атмосфере Izah близки к своим географическим соседям Amenra – на Sistere присутствуют та же гнетущая тяжесть и те же среднетемповые интерлюдии. Однако Izah позволяют себе гораздо больше вольностей, чем консервативные бельгийцы Amenra позволили себе за всю карьеру. Во-первых, здесь очень много заимствований из соседних, более тяжёлых поджанров метала. Заключительная Sistere, например, полна модных бластбитов, а мясорубка, начинающаяся на третьей минуте композиции Finite Horizon, заставит вспомнить всякий маткор/металкор из нулевых (Botch и иже с ними). Во-вторых, голландцы не боятся обильно использовать чистый вокал, что привносит в музыку контраст, так необходимый для подобной музыки. И именно благодаря чистому вокалу вторая половина Finite Horizon – настоящий концентрат эпичности. В остальном Sistere – настоящий породистый пост-метал альбом. Сейчас таких практически не выпускают.
MARE – MARE
Mare наверняка записали бы ещё тонну отличного материала, если бы не закончили карьеру так быстро. Но суровая судьба оставила нам на память лишь эту короткую запись. Одноимённый альбом Mare – настоящий бриллиант, закопанный в бэк-каталоге легендарного лейбла Hydra Head Records. Запись в первую очередь запоминается своей эклектичностью. Первая песня, Anisette, как будто сбрасывает нам на головы бетонный блок. На фоне этой костоломной тяжести хоралы в начале второй композиции They Sent You просто шокируют, а следующий далее ломаный грув точно убеждает нас: таланта здесь – хоть отбавляй. В совмещении несовместимого – вся суть Mare. Всего в двадцать с небольшим минут умещаются и авангардный джаз, и намёки на церковную музыку, и жирные как арахисовое масло пост-метальные моменты. Если у вас есть совсем немного времени, чтобы получить много шок-контента, то эта запись – для вас.
WE LOST THE SEA – THE QUIETEST PLACE ON EARTH
The Quietest Place on Earth на первый взгляд кажется достаточно стандартным для жанра. После 11 описанных раннее записей сочетание сладжевой тяжести и гитарного пост-рока вряд ли удивит кого-то из читателей. Но там, где не удалось взять оригинальностью, We Lost the Sea берут мастерством. Такие альбомы трудно описывать, ведь любое словесное описание будет казаться шаблонным и вызывать лишь реакцию вроде “мы это уже слышали”. Поэтому не буду даже пытаться. Но, обещаю, The Quietest Place on Earth действительно стоит вашего внимания, потому что он очень качественно сделан. Австралийцы We Lost The Sea в солнечном Сиднее делают такую музыку, которая и для суровой русской зимы может показаться слишком уж мрачной. И The Quietest Place on Earth – это настоящее письмо из глубин человеческой депрессии. Альбом посвящён Крису Торпи – вокалисту группы, умершему в начале 2013 года.
BATTLE OF MICE – A DAY OF NIGHTS
Давайте сразу озвучим эту мысль, так и норовящую сорваться с языка: “Но ведь в группах, описанных выше, поют одни мужики”. Увы, так и есть. И именно сейчас мы будем говорить про единственный в списке альбом с женским вокалом (и как хорошо, что он есть). Battle Of Mice – своеобразная супергруппа, в составе которой есть участники Neurosis, Made Out of Babies, Red Sparowes, Peeping Tom и The Book of Knots. За вокал в коллективе отвечает героиня тайм-менеджмента Джули Кристмас – кроме этой записи, на её счету пара сольных альбомов, две пластинки коллектива Made Out Of Babies, а также недавний совместный проект с Cult of Luna.
Альбом, надо сказать, вполне соответствует своему названию – он тёмный, ночной, достаточно медленный и ощутимо страшный. Последнее особенно занятно – по словам Джули, запись повествует о разрушении романтических отношений. Что же, такого впечатления от отношений и врагу не пожелаешь, наверное. В свои спокойные моменты A Day Of Nights напоминает не пост-рок, а скорее какой-то достаточно шумный и абстрактный дум-джаз (как пример возьмём пианинно-пэдовое вступление Wrapped in Pain) или даже дрон. В моменты ярости земля, конечно, уходит из под ног, в основном благодаря вокалу (см. Bones In The Water). Действительно, в вокальном смысле это, наверное, наиболее разноплановая запись из всех здесь описанных. Джули удивительным образом затыкает за пояс большинство знакомых нам по этому материалу носителей микрофона – то запоёт как ангел, то заревёт как раненая гарпия. И (позволю себе немного личных предпочтений) именно в контексте Battle Of Mice её фирменные слегка дисгармоничные партии смотрятся особенно…гармонично?
LOCKTENDER – FRIEDRICH
Умники Locktender каждый свой полноразмерный альбом посвящают видному деятелю искусства. Мы уже слышали их записи, написанные “по мотивам” творчества Франца Кафки и Огюста Родена. На новой пластинке музыканты погрузились в творчество немецкого художника-пейзажиста Каспара Давида Фридриха. Мало того, что каждая песня здесь названа в честь одной из картин мастера, музыканты пошли дальше – они связали картины художника в единое сюжетное полотно, в центре которого – монах с картины The Monk By The Sea. Вот этот.
Картина Каспара Давида Фридриха "Монах у моря".
Кажется, у Locktender получилось с помощью музыки передать эту романтичную и в то же время мистическую атмосферу, характерную для картин Фридриха. Благодаря сочетанию остервенелого харш-вокала с мажорными тональностями запись кажется одновременно обречённой и подающей надежду. Сейчас альбом по-блэкметальному напорист, через 20 секунд он уже кажется лирично-триумфальным, ещё через минуту – беспробудно-депрессивным. Но, каким бы он ни был в данный момент, он всегда таит какую-то загадку, всегда захватывает и обращает на себя внимание – не в последнюю очередь благодаря лирике и вокалу. Слова песен действительно составляют цельный (как должно быть понятно, неминуемо трагичный) сюжет, а разнообразная подача лирики через пение, крик, сингалонги и монологи не даст заскучать. Поражает обилие деталей и связность музыкального повествования: лирические мотивы (tide in) мигрируют из песни в песню (tide out) и меняют свой характер по пути, одни и те же мелодии пластично трансформируются и отзеркаливаются, но всё равно узнаются. В последних нотах, звучащих в момент развеивания праха главного героя по ветру, вы неминуемо услышите мелодию, познакомившую вас с этим безымянным Монахом. Будем откровенны – мы в общем-то редко вспоминаем слова песен с Through Silver in Blood, например, а вот после завершения этого альбома в голове так и всплывают вновь и вновь повторяющиеся строки: Please let this overcome me. Tide in, tide out, tide in, tide out!
--------------------------------------------------------------------------------------------Что же, это всё на сегодня. Надеюсь, было интересно! Есть вероятность, что в будущем я выберу ещё какой-нибудь в меру маргинальный жанр музыки, чтобы о нём рассказать в подобном ключе. А пока – до встречи! *пожелания и предложения по поводу новых материалов можно оставить в комментариях, но я не могу ручаться за исполнение этих пожеланий :)*.
Комментарии