А ну-ка, девушки! 10 главных рок-гитаристок всех времен
Сегодня 8 марта, и в честь этого весеннего праздника мы пытаемся объять необъятное: рассказываем о наиболее выдающихся кудесницах шести струн.
Этот список пристрастен и ни в коем случае не претендует на звание супер-объективного топа, но ниже мы постараемся объяснить, почему внесли в него ту или иную представительницу прекрасного пола.
Кстати, по счастью все его героини живы по сей день – и поскольку возраст дам указывать неприлично, мы ограничились выстраиванием списка в хронологическом порядке в соответствии с датами эпох, в которые имя той или иной девы оказалось на слуху у фанатов рока всего мира.
Бонни Рэйтт
Со времен самого первого сольного альбома, выпущенного в 1971 году, незаурядные способности Бонни Рэйтт по замешиванию в крепкий южноамериканский коктейль блюза, фолка, кантри и рок-н-ролла с акцентом на искусную технику слайд-гитары были отмечены критиками и поклонниками.
Оставаясь популярной на протяжении уже пяти десятилетий, Бонни удостоилась 10 премий Грэмми и стала первой женщиной, разработавшей в партнерстве с гитарным производителем (это был Fender) свой «фирменный» инструмент.
Нэнси Уилсон
В 1974 году Нэнси и ее сестра Энн присоединились в качестве гитаристки и вокалистки к группе Heart, создав таким образом первую хард-рок-группу, ведомую фронтвумэн. На счету Heart множество хитов (включая знаменитую «Barracuda»), а на поздних записях сестрам подыгрывали, например, бывшие члены Guns N’ Roses.
Сама Нэнси помимо гитарной работы в группе известна своими работами над саундтреками фильмов «Ванильное небо», «Джерри Магуайер» и «Почти знамениты».
Джоан Джетт
Одна из самых знаменитых женщин в рок-музыке, в разное время называвшаяся Королевой рок-н-ролла и Крестной матерью панка, Джоан Джетт начинала музыкальную карьеру в составе группы The Runaways. На двух из них Джетт выступила в качестве вокалистки и основного автора песен.
Несмотря на это, после распада группы ей пришлось пережить отказ со стороны 23 лейблов на выпуск сольного материала. Сегодня это решение кажется удивительно недальновидным, так как Джетт, выпустив несколько альбомов с бывшими членами Sex Pistols и собрав The Blackhearts, по сей день наслаждается успешной карьерой.
Лита Форд
The Runaways можно смело назвать кузницей рок-кадров, потому что еще одна бывшая участница этого ансамбля, Лита Форд, также получила признание в качестве соло-исполнительницы. В отличие от Джетт, в сфере интересов которой был в основном панк-рок, Форд в рядах группы была апологетом классического хард-рока, и это увлечение получило логичное продолжение на ее альбомах.
На счету Форд – дуэты с Никки Сиксом и самим Королем тьмы Оззи, записи с Джином Симмонсом и Дэйвом Наварро – и 9 сольных альбомов, ни на одном из которых она не использовала ни одной гитарной примочки, оставаясь верной любимой комбинации чистого звучания B.C. Rich Warlock и усилителя Marshall.
Пи Джей Харви
Чем дальше двигалось развитие рок-музыкальной мысли, тем больше женщин брало в руки гитары с целью походить не на Джими Хендрикса и Ричи Блэкмора, а на Pixies и Television. Вряд ли эта хрупкая девушка нуждается в особом представлении – в какой-то момент ее популярность была на уровне Nirvana и Radiohead, с членами которых Пи Джей объединяли дружеские отношения.
Стиль суховатого альтернативного рока, замешанного на корневом блюзе, принес ей популярность изначально, а эксперименты с самыми разными инструментами и жанрами – славу вечно изменчивой дивы с тысячей лиц. Ко всему прочему, Харви еще и отменная гитаристка.
Кэрри Браунстин
Не самый очевидный участник подобного рода списков, Кэрри Браунстин – лидер, певица и гитаристка сразу двух ансамблей, прославившихся уже в XXI веке – Sleater-Kinney и White Flag. Любимицы критиков и одна из главных групп феминистского движения Riot grrrl, Sleater-Kinney играли без баса, используя пониженный строй гитары – и считаются наиболее искусными среди женских команд, оставляя далеко позади Hole и The Breeders.
В White Flag Кэрри привнесла свои взрывные соло и крутую технику слайд-гитары. А еще Браунстин стала единственной девушкой, включенной в список 25 самых недооцененных гитаристов за всю историю – вместе с Принцем, Куртом Кобейном, Нилом Янгом, Джорджем Харрисоном и кем только не!
St. Vincent
Подруга Аманды Палмер и группы Swans, Энни Кларк, более известная как St. Vincent – редчайшая порода музыканта: в своем творчестве она круто замешивает авангард и поп, да еще и приправляет все это изумительной гитарной техникой!
Предпочитающая, в отличие от остальных героинь этой статьи, имидж женщины-вамп (высоченные каблуки, короткие юбки, вот это вот все), Кларк выпускает видео одно красивее другого, записывает целую совместную пластинку с Дэвидом Бирном, а в партнерстве с Ernie Ball Кларк разрабатывает гитару, вдохновленную пропорциями женской фигуры – и все это всего за пару последних лет. То ли еще будет…
Каки Кинг
Кажется, что Каки Кинг подвластны все виды гитар – от русской семиструнки и гитары-лиры до лэп-стил, и все стили владения ими – от буйного фламенко до мягкой акустики. Она заметно проявила себя и в более традиционном рок-амплуа – ей близки шугейзинг и пост-рок, а исполнители уровня Foo Fighters и Тимбалэнда буквально упрашивают ее «засветиться» на их записях.
Но и без них Кинг произвела на свет 6 сольных альбомов, на которых поиграла и джаз-фьюжн, и рок, и экспериментальные куски на собственноручно придуманном гибриде из гитары и японского кото. Как сказал о ней однажды Дэйв Грол: «Есть хорошие гитаристы, есть офигенно хорошие гитаристы. А есть Каки Кинг».
https://www.ted.com/talks/kaki_king_a_musical_escape_into_a_world_of_light_and_color#t-456673
Орианти
Гитаристка Майкла Джексона и Элиса Купера (представьте уровень их запросов), Орианти еще в 14 лет выпустила свой первый альбом, а в 18 уже джемовала с самим Сантаной. На ее личном счету – гитарные дуэли с Джо Перри и Стивом Ваем, целый совместный EP с Ричи Самбора и песня, попавшая в игру Guitar Hero. Харизматичная и яркая, Орианти – воплощение непоколебимого рок-духа в XXI веке, и любой список рок-гитаристок без нее был бы неполным.
Анна Кальви
Начинавшая карьеру в качестве скрипачки, Анна Кальви выпустила дебютную рок-пластинку в 2011 году – и сразу получила щедрейшие авансы: критики называли ее вирутозом гитарной игры, а проповедуемый ею арт-рок – интригующим, амбициозным и богатым на неповторимые песни.
Восхитительно кинематографичная, заслужившая признание не только на ниве музыки, но также и от модных модельеров за выдающийся внешний вид, сейчас Анна Кальви трудится над созданием оперы. Такое пропустить будет нельзя: в конце концов, сам Брайан Ино назвал её «лучшим, что произошло после Патти Смит» - а мэтры такого калибра ошибаются крайне редко.
Комментарии